В этой статье предпринята попытка реконструкции комплекса "доспехи - оружие" эльфийской культуры. Для начала необходимо определиться с тем, на основе чего будет проводиться анализ.
При любой попытки реконструкции возможны три источника сведений:
а) материальные свидетельства, то есть найденные предметы, их фрагменты, инструменты и заготовки для изготовления того или иного предмета;
б) иконографический (изображения) и текстовой материал, то есть книги, саги, легенды;
в) логические выводы на основе существующих мировых практик изготовления и применения оружия.
Естественно, что наиболее четкие и однозначные ответы дал бы первый источник сведений, но, увы, он наиболее скуден. Во-первых, археологических находок оружия и доспехов (предметов из металла) вообще мало (коррозия за столетия способна сожрать даже бронзу в некоторых условиях), а во-вторых, сразу же встает вопрос датировки находок и отнесения к определенной культуре (т.н. атрибутация). Согласитесь, при замалчивании факта существования эльфийской культуры ортодоксальной наукой, любой предмет, не укладывающийся в стандарт для этого места и этого исторического слоя будет определен или как привнесенный, или как нетипичный, экспериментальный. А такие находки есть! Но об этом позднее.
Второй источник гораздо удобнее, поскольку словесная информация способна в ряде случаев с минимальными искажениями доходить через тысячелетия. Пример тому - скандинавские саги. От Средневековья осталось много документов, как в оригинальном виде, так и в списках (более поздних копиях). Сложнее с рисунками на разном материале - от бумаги и пергамента до камня. Мало его найти, надо его опять же атрибутировать, и не попасться в старую яму: "Да это мифический космогонический (календарный, хтонический,…) сюжет, оружие носит ритуально-условный характер и т.д…". Так что, роль субъективного восприятия и оценки сразу же возрастает. Но, тем не менее, этот способ наиболее реален в нашей ситуации и может выступать как основной.
Основой третьего источника служит логика, внутренняя непротиворечивость комплекса вооружения, близкая по виду и логике строения к "человеческому" вооружению данной местности и данного времени. Слово "человеческий" намеренно взято в кавычки, поскольку любая воинская культура синкретична, то есть представляет из себя смесь из собственных наработок и того, что было лучшего у соседей. Естественно, этот способ не может применяться изолированно, а должен исходить из данных, полученных первым и вторым способом и пригоден для "заполнения дыр" в информационном каркасе исследования комплекса вооружения.
В процессе чтения статьи, для некоторого удобства, данные, полученные тем или иным способом, будут сопровождаться номером способа, например - (1) или (3).
Итак, приступим!
Во всех преданиях и легендах оружие и доспехи эльфов с точки зрения людей объединяют такие понятия, как "красивое, изящное, богато украшенное, волшебное". Последнее понятие мы оставим в покое, на типологии самого оружия оно не отражается, а вот остальные понятия наводят на мысль, что оружие эльфов и людей мало различалось по размеру, весу и конструкции. Иначе это было бы отражено в легендах. Слово "изящное" позволяет предположить, что оружие было в целом немного легче и "стройнее", чем аналогичные образцы у людей. Из этого можно сделать вывод, что эльфийское оружие по своей типологии несколько "обгоняло эпоху" по сравнению с человеческим. Судите сами - раннесредневековая спата была довольно увесистым предметом (нормой считался вес в 2 кг), мало пригодным для фехтования, но зато вполне пригодным для молодецкого рубящего удара с коня. Следующий этап - меч эпохи викингов, который сохранил такую же длину и ширину, но стал гораздо тоньше, за счет успехов металлургии. Его нормальный вес составлял уже около килограмма. Далее - мечи готической эпохи, более узкие, нежели мечи викингов. Завершается этот ряд шпагой и рапирой. Так что напрашивается вывод, что либо прогресс вооружения у эльфов шел быстрее (что мало вероятно - другой темп жизни), либо эльфы, более искусные в обработке металла и больше склонные к изяществу, изготавливали свое оружие по типу, сходному с человеческим, но выше качеством и легче. Так что, вывод первый: оружие эльфов в любую эпоху было по типологии сходным с человеческим, но качество металла и обработки было выше, что позволяло делать оружие легче, предвосхищая (а не обгоняя) прогресс человеческого оружия. Это относится ко всем видам оружия.
Далее рассмотрим характеристику "богато украшенное". Вообще, во все времена на украшение оружия (в первую очередь "белого" - мечей, кинжалов, сабель) тратилось невероятное количество труда и драгоценных металлов и камней. В эпоху, когда воинское сословие стояло на высшей ступени иерархии общества, очень важно было своим богатым оружием подчеркнуть свою удачливость в бою, свою силу и богатство. И когда, например, в ирландских сагах V-X веков говориться, что король поразился богатству и красоте оружия (как правило, меча) гостя, то можно предположить, что украшения были, действительно, невероятные. И это в эпоху, когда серебряные или золотые обкладки рукоятей или ножен не были чем-то уникальным! Когда на украшение королевского меча могло пойти более килограмма золота и пара десятков драгоценных камней (напр. французские коронационные мечи)! То есть, можно сделать вывод, что даже рядовое эльфийское оружие всегда несет на себе большое количество украшений, скорее всего орнаментальных золотых и серебряных накладок и инкрустацию драгоценными камнями (в более "ответственных" случаях). Кстати, очень неплохо все эти тенденции обобщены и прослежены в произведениях Толкина, например "ВК", где описано большое количество оружия с подробностями в виде камней, вставленных в навершие, клейм на клинках и самих клинков, с узором, похожим на переплетенные растения (дамасская сталь?!).
В качестве одного из примеров можно привести очень подробное описание клинков из могильника ("ВК", том 1, "Туман над Упокоищами"). Курсивом дан мой собственный перевод некоторых понятий, более корявый стилистически, но лучше отражающий суть с точки зрения оружиеведения.
"Для каждого хоббита он (Том Бомбадил) выбрал кинжал - длинный, в форме листа, острый (keen - мощный), удивительной работы, украшенный насечками из красных и зеленых(?) змеек (damasked with serpent-forms in red and gold - дамаскированный извилистым (змееобразным) узором из красных и золотых полосок)."
Об этих кинжалах говориться, что они выкованы были людьми Запада, но следует учесть, что учителями нуменорцев во многих искусствах были именно эльфы.
Масса описания оружия эльфов (племен Богини Дану) есть в ирландских сагах. Хочется привести одно, довольно подробное, из истории "Битва при Маг Туиред", где идет речь о непростых взаимоотношениях эльфов и фоморов (по книге "Похищение быка из Куальнге", Москва, изд-во "Наука", 1985 год): "Два копья с серебряными наконечниками и дивными бронзовыми древками держал он в руках. Он нес меч с золотой рукоятью, изукрашенный серебром и золотыми заклепками".
Как прекрасный археологический пример, подтверждающий вышеизложенное, можно привести богатый комплекс захоронения в Саттон-Ху. Могила, без сомнения, человеческая, но происхождение некоторых предметов вполне может быть эльфийским. Например, меча и щита. Вообще, в литературе существует масса мнений и теорий о происхождении упомянутого меча. Но ни одна из них не может внятно объяснить факт его существования. Являясь в целом типичным "представителем эпохи", этот меч слишком изящно украшен и в его конструкции применены слишком новаторские идеи (дамасская сталь клинка, сложная "слоеная" гарда и навершие) для однозначного вердикта, где именно он был изготовлен. Щит же служит прекрасной иллюстрацией многочисленных ирландских описаний, где герой красуется со щитом, изукрашенным золотом и серебром, с золотой блестящей шишкой (навершием)!
Несколько слов о луках. Можно предположить, что эльфийские луки были или монолитными (т.н. простой лук) или композитными из разных сортов дерева. Сухожилия или рога животных вряд ли применяли бы представители культуры, чрезвычайно тесно связанные со всем, живущим на земле. Настолько тесно, что некоторые считают эльфийскую цивилизацию "магическо-биологической". Так что гораздо вероятнее, что лук делался из куска древесины, свойства которого идеально подходили для работы. Это могло достигаться или прекрасным знанием свойств дерева (не только его вид, но и место, где росло, какую конкретно часть дерева использовать и т.д.), или (а, может, и в дополнение) способностью "попросить" древесный сук вырасти именно так, как надо. За одно можно поручиться - луки эльфов были превосходного качества и всегда украшены. В качестве примера можно привести находку т.н. "тирольского человека" или Эрци. Почему мы определяем его как возможного эльфа - см. книгу "Дорога к Единорогу" С.Павловой. Так вот, его лук, изготовленный из тиса, имел в длину около 180 см и судя по толщине был сравним по мощности с английскими "лонг боу" времен Столетней войны. Лук был прекрасно обработан и, предположительно, покрыт составом, защищавшим его от влаги, что-то типа мастики на восковой основе. И это при том, что ортодоксальные археологи датируют время существования Эрци каменным веком!
Теперь о доспехах.
Для характеристики доспехов эльфов наиболее подходят два термина: легкость и красота. Поэтому почти наверняка можно предположить, что эльфы отдавали предпочтение кольчугам или чешуе и легким открытым шлемам (типа норманского) перед разнообразными типами латных доспехов. Тем более, что вряд ли эльфы массово применяли конницу (если судить по многочисленным легендам, они использовали лошадей только для передвижения), поэтому нужда в тяжелых кавалерийских копьях, жестких стальных нагрудниках и закрытых шлемах просто не могла возникнуть. Что касается употребления кожаных доспехов, то оно также возможно, но маловероятно, по тем же соображениям, что и композитные луки с рогом и сухожилиями.
Но, тем не менее, есть упоминания об эльфийских полных кавалерийских доспехах. В частности, в одной из легенд "Артуровского цикла" есть история о бедном (буквально-таки нищем) рыцаре Лонфоле, который полюбил фею (эльфийку) и она полностью экипировала своего возлюбленного - "он был богато одет и прекрасно вооружен и восседал на великолепном боевом коне". (По книге "Феи и эльфы", Москва, изд-во "Терра", 1996 год.) То есть, опять можно констатировать прекрасную осведомленность эльфов о последних "модных тенденциях" в оружейном деле людей.
Кстати, о происхождении кольчуги, как вида плетения и доспеха, до сих пор никто ничего внятного сказать из историков не может. Кольчуга появляется у древних кельтов как-то вдруг, после тотального господства бронзовых лат. Уже римляне, воспринявшие кольчугу, считали ее кельтским изобретением, а вот сами кельты, склонные во всех легендах хвалить себя, любимых, об изобретении эпохального масштаба - ни гу-гу! С чего бы это?
Отдельно хочется остановиться на используемых материалах. Конечно же, для производства оружия эльфы использовали все те же материалы, что и люди. Клинки, наконечники стрел и копий, топоры и т.д. - для этого материала, лучше чем сталь, не придумано до сих пор. Но как же быть с легендами, в которых эльфийские герои одеты в серебряные кольчуги, и, якобы, совершенно не признавали "холодное железо"? Вероятнее всего, железо-то они признавали, но не очень любили сами заниматься процессом его выплавки из руды. Уж очень это грязная технология - вонь, шлаки, масса угля тратится. Да и уголь-то - древесный… А использование исключительно покупного железа рождало естественное желание расходовать его экономно и эксплуатировать бережно. Поэтому железо могли не только воронить для защиты от коррозии, но и серебрить, золотить или меднить, что и порождало легенды о серебряных или золотых кольчугах.
Вполне возможно, что серебристый оттенок стали придавали естественные легирующие присадки (железо часто встречается в комплексе с никелем и хромом и в определенных условиях восстанавливается из руды уже сразу полиметалл). Так что не исключено, что эльфам была известна и нержавеющая сталь.
Что же до остальных металлов - то все они в равной степени были известны как людям, так и эльфам. Некоторое исключение представляет из себя "белая бронза", считавшаяся в ирландских легендах специфическим эльфийским металлом (см., например, легенду о Бекуме Белокожей). Белая бронза представляет из себя сплав все той же меди все с тем же оловом, но олова там в два раза больше, чем в обычной бронзе. Белая бронза своим видом очень напоминает серебро, но гораздо тверже его. Твердость белой бронзы может превосходить в ряде случаев даже углеродистую сталь.
Отдельно - о металлах легендарных. Два наиболее ярких представителя этого семейства - орихалк атлантов и толкиеновский мифрил. Орихалк с его "огнистым блистанием" и свойством раскатываться в тонкие листы весьма напоминает платину. Хотя предположить, что стены королевского дворца Атлантиды были облицованы платиной довольно сложно. Впрочем, при условии богатства запасов - почему бы и нет?! Мифрил по своим свойствам - серебристый блеск, стойкость к коррозии, возможность полировки, высокая прочность при невысокой твердости (доспехи из него, а не оружие) - больше всего похож на титан. Вот только не встречается он в самородном виде, как у Толкиена. Но оставим это художественное допущение на совести великого писателя, который был филологом, а не металлургом.
Что же до общих тенденций, то охарактеризовать их можно примерно следующим образом. Культура эльфов, более древняя, чем человеческая, раньше столкнулась с понятием войны, и была вынуждена изобретать оружие и доспехи. Люди, восприняв от эльфов многие оружейные идеи, значительно их развили, переработали, и, в результате, ушли в этой области прогресса гораздо дальше своих недавних учителей, как раса гораздо более динамичная и воинственная. Люди, превосходя эльфов в типологическом совершенстве и разнообразии типов оружия и доспехов, тем не менее проигрывали им в качестве материалов и совершенстве обработки конкретных образцов.