"У ярла Пауля был дружинник, которого звали Свейн Грудная-веревка... Он был высокий и крепкого телосложения, с темными волосами, и с видом явного неудачника. Он был изрядно сведущ в мистериях древних и просиживал много ночей под открытым небом [общаясь] там с духами. На судне ярла Пауля Свейн был впередисмотрящим (т.е. носником)."

"...Рождество... ярл с большинством своих гостей отправился на покой, однако Свейн Грудная-веревка снова сидел под открытым небом ночью, как у него было в обычае."

(Тут исходное подразумеваемое врядли злое? Очень неясно.)

В древней Скандинавии существовал когда-то термин alfa-blot. Его значение сейчас отчасти туманно. Возможно он сродни "bjoda alfum heimum" и сочинению и исполнению магической песни льод, (как упоминалось выше в "Саге об Эйрике Рыжем", "Скалистом замке Грима", поэмах Йоуна Ученого). Сравни также кельтские ритуалы призыва эльфов на помощь во время битвы. [R. Graves]

В заключении этой части можно упомянуть вскольз средневековую исландскую рыцарскую "Сагу о Ярлманне и Германне" (Jarlmanns saga og Hermanns), хотя что имелось там ввиду, какие были цели,и светлые это эльфы или темные- непонятно. Существует два рукописных варианта.

[Первый]: "Идут они оба [конунг и его спутник] прочь от других, и никто не знал куда они отправились. Конунг же и его спутник входят в одну большую долину. Были там узкие поля (?) и поставлен шелковый шатер на холме. К нему направляются они. Чертит конунг там вокруг квадрат. Затем дует он в маленькую серебряную дудочку. Тогда открываются близлежащие холмы и те, что дальше. Выходят оттуда наружу эльфы, карлики-дверги и прочие злые создания." [гл. 17]

[Отличные строки из второго варианта]:"... открываются каменистые холмы и скалы, горные склоны и большие валуны. Выходят оттуда наружу эльфы и Норны (богини Судьбы), карлики-дверги и Сокрытый Народ."

Ирландия и Шотландия: У жителей этих стран, гаэлов, общие идеи насчет того, как можно войти в контакт с соседствующими с ними эльфами:

"Если в полнолуние вы обойдете девять раз вокруг эльфийского холма (rath), тогда вы обнаружите в нем вход в их жилище (sifra) там внутри. Однако если вы решитесь войти - остерегайтесь есть эльфийскую еду или пить эльфийское вино."
["Древние легенды Ирландии"]

"Местные жители верят, что они [т.е. шотландские эльфы Daoine Shith] населяют некоторые круглые возвышенности покрытые зеленой травой [Dun Shith]. В них [эти эльфы] при свете полной луны справляют свои ночные празднества... Также, люди полагают, что если на праздник "Хэллоувин" любой Смертный, в одиночку, обойдет вокруг какого-нибудь из этих эльфийских холмов девять раз против часовой стрелки (против движения солнца), в холме отворится дверь, посредством коей он и будет впущен в их подземные жилища."

[Пэтрик Грэхэм "Описательные эскизы...Пертшира", 1806]

"...Кэролэн, последний ирландский бард, как-то целую ночь проспал на эльфийском холме (rath).После этого эльфийские мелодии (ceol-sidhe) постоянно звучали у него в голове, и принесли ему славу и признание."

[В. Б. Итс "Ирландские предания"]

Занимаясь подобными исследованиями при ярком лунном свете, в 1692 году, пропал шотландский священник Роберт Кирк. Люди считают, что его забрали в свой мир эльфы за излишнюю осведомленность в их делах.

В Уэльсе люди верят, что зеленые круги состоящие из более темной, чем вокруг, травы - это так называемые cylch glas - места, где валлийские эльфы Tylwyth Teg (буквально "Прекрасный Народ") водят свои хороводы при лунном свете, ночами. И что, ступив в такой круг на траве, можно придти с ними в контакт. Но. Необходим второй участник, который держал бы первого вне пределов круга, снаружи, за руку. Иначе эльфийский хоровод закружит смельчака и вытащить его обратно возможно будет только через год и один день,и то лишь, при помощи какого-нибудь ведуна-многознающего. Для увлеченного-очарованного же пройдет (как ему покажется) не более пяти минут. Известны случаи возвращения через несколько десятков лет.Несчастный тотчас обращался во прах, стоило ему только выйти из эльфийского круга. Особо ловкие смельчаки исхитрялись снаружи, не вступая в круг, похищать из хоровода прекрасных эльф. Через последующие с ними браки, они ввели в человечество "эльфийскую кровь" (полу-эльфы, исландск. half-slektis born). Хотя большинство данных об этом все же сомнительны. Но известны подлинные случаи. (Смотри J. Rhys, W. Sikes)

Еще известны описания особых мест, на западном побережьи Уэльса, откуда в час заката, встав на одной ноге и прикрыв один глаз рукой, можно, при удаче, увидеть Зеленыеострова эльфов расположенные в океане.

В конце этого трактата нужно заметить, что все описанные выше способы, требуют огромного напряжения воли и внимания;главное верить в то,что делаешь. И прежде всего необходима осторожность, мастерство и удача.

Леонид Л. Кораблев
A.D. 1997 Сентябрь -
Равноденствие

Р.S. До сих пор в Исландии большинство населения продолжает верить в существование "Сокрытого Народа" (т.е. эльфов). Нередки случаи, когда прокладку новой дороги переносят из-за стоящего на пути строителей "эльфо- холма", т.к. местные жители запрещают его разрушать. Аналогичные происшествия зафиксированы и в Ирландии.

Также, к примеру, исландский профессор Steingrimur J. Thorsteinsson свидетльствует о том, что "он играл с эльфийскими детьми,когда был мальчиком, и многие другие упоминают о подобных эпизодах из своих биографий." (Именно: Steingrimur J. Thorsteinsson, 1973, Kristmann Gudmundsson, 1959, Sigurdur Ingjaldsson, 1913, см. статью Einar(a) G. Petursson(a), 1997; также Tryggvi Einarsson, 1995.)

В 1997 году по норвежскому телевидению транслировали несколько интервью, взятых у различных людей (из очень отдаленных уголков этой страны) потому, что людям этим посчастливилось видеть "норвежских" эльфов Huldre-folk "Сокрытый народ"...

ПРИМЕЧАНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ.

* sproti. О втором, "побочном" значении (talkn-)sproti как просто о магическом жезле (tofra-sproti) смотри "Сагу о ярле Магусе" (Magus saga jarls, гл. 27: "О наваждениях наведенных ракушечным человеком" [Af sjon- hverfingum skelja-karls]) и коллекцию Й. Арнасона "Священник Эйнар чаро- мастер"(Einar prestur galdra-meistari, том 1, стр-цы 528-30), также "Сагу о Гекторе" (Hektors saga, стр.98 и т.д.).

** Касательно недавнего общения с эльфами и о признаках мест, где можно повстречать Сокрытый Народ.

Опять же, уместно тут будет привести слова оксфордского профессора и писателя Дж.Р.Р.Толкина:

"Но кажется, что в наши дни все больше и больше эльфов, будь они "Эльда-лиэ" (Светлыми Эльфами) или из других кланов, что не уходят - медлят в "Средне-земьи" (наше видимом мире), ныне отклоняют вызовы Мандоса (Повелителя Мертвых) и бродят без оболочки по Свету, нежелая покинуть его, но и не имея возможности полноценно обитать в нем; постоянно возникают они поблизости с деревьями и источниками или в уединенных местах, которые они когда-то любили. Не все из них [этих эльфов] добры или же незатронуты Тенью...

И поэтому сие опрометчивое и опасное занятие, когда Живущий ищет контактов с Невоплощенными, хотя последние и могут желать того, особенно наиболее недостойные среди них...

Некоторые же [Невоплощенные] были порабощены темным владыкою и творят его волю, хотя сам он изгнан. Они не откроют правды, не научат мудрости. Вызывать их - глупость. Пытаться подчинить их себе и заставить служить собственной воле - зло-деяние. Это удел Врага; и ворожеи мертво-волшвения (т.е. некроманты вызывающие умерших) происходят из свиты саурона, его прислужника...

Опасность общения с ними [Невоплощенными], следовательно, не только в риске быть об-мороченым наваждениями или ложью:существует еще опасность разрушения. Ибо в вожделении плоти, Невоплощенный... может попытаться извергнуть душу носителя-владельца из его же собственного тела...

Таким образом, возможно, что те, кто в наше время полагают эльфов опасными для людей и считают глупостью или преступлением* (uti-seta?) стремление к общению с ними, не совсем неправы. Ибо как, возникает вопрос, может Смертный различить их [развоплощенных и живых, имеющих хоть и невидимую но плоть]? С одной стороны, Невоплощенные, которые восстают по меньшей мере против Назначенных Правителей (Вещного Мира) и может быть даже еще более глубже погружены во Мрак; с другой стороны, те эльфы, которые до сих пор медлят [-пребывают в людском мире], и чьи телесные формы невозможно более нам, Смертным, видеть, за исключением разве что в образе неких тусклых и прерывистых очертаний. Но на деле ответ не сложен. Зло есть зло, независимо среди ли эльфов, среди ли людей. Те, которые научают лихому или хулят Назначенных Правителей [Вещного Мира] (или, если они дерзнут, то даже и Единого), без исключения злы, и их д'олжно избегать, будь они воплощены или нет. Кроме того, те эльфы, которые медлят - не безплотны, хотя они и могут казаться такими. Они не жаждут завладеть чужими телами, не умоляют о "принятии под кров", не стремятся подчинить себе чье-нибудь тело или разум. В самом деле, они не ищут общения с людьми, за исключением разве что в очень редких случаях, тогда, когда намереваются они сделать некое добро,или потому, что постигают в душе определенного Смертного приязнь к вещам древним и прекрасным. Тогда они могут явить ему свой облик (возникая из глубин его разума, может быть), и он узрит их в их истинной красе. Таких, ему нечего страшиться, хотя он и может исполниться к ним благоговением. Ибо у Невоплощенных нет никаких форм, и даже будь это в их силах (как говорят некоторые люди), чтоб подделывать эльфийское обличье, прельщая духовный взор людей мечтаниями(т.е. морокой), такие видения будут все же обезображены печатью их злого умысла. Потому как сердца людей - истинных друзей эльфов наполняются радости при виде подлинного облика Перворожденных [Эльфов], из их же собственного рода; и такую радость узнавания ничто злое не в состоянии вызвать подделкой.

[10-тый том из серии "История Среднеземья"]

В книгах Толкина же, мы находим описание признаков тех мест, где держится аура недавнего присутствия эльфов, и там возможно общение с ними: "Вокруг начались буковые и дубовые леса, и нахлынуло приятное ощущение в сумерках. Потухающий свет похитил последнюю зелень с травы, когда путники выехали наконец на широкую поляну, выше и неподалеку от берегов горного потока.

- Хм! Отдает эльфами! - подумал хоббит Бильбо и посмотрел вверх на звезды."

"...Гномы заметили, что они приблизились к самому краю к р у г а н а т р а в е, где горели, недавно еще, костры лесных эльфов...Казалось, что некая добрая магия пребывала в таких местах."

["иПВВЙФ", ЗМ.3]

"В землях Остранны [Эрегиона] почиет благой дух. Многое зло должно осквернить такой край прежде, чем там забудется былое присутствие эльфов."

["Властелин колец", том 1, книга 2, гл. 3]
[1]
Из "пост-эддической" поэмы "В'оронова ворожба Водана" (1650 г?), из ее начала, где перечислены народы, населяющие наш Мир.
[2]
Из поэмы-автобиографии Йоуна Гвюдмундссона Ученого (17 век). [сравни также visum lod-alfum "мудрым эльфам", оттуда же]
[3]
Смотри "Речи Высокого" (Hava-mal) из "Старшей Эдды", "Сагу об Инклингах" из "Круга Земного" (Heimskringa).
[4]
Перевод М. И. Стеблин-Каменского. Сверено с цитатой в словаре Cleasby / Vigfusson / Craigie, стр. 754.
[5]
Annon edhellen edro hi ammen...:"ворота эльфийские откройтесь сейчас для нас!" ["Властелин Колец", том 1, книга 2, гл. 4]