Терминология: Эльфы = квэнди - род гуманоидных существ нечеловеческой природы, имеющих условно независимое бытие в рамках вторичного мира (Арды) и присутствующие в бытии первичного мира (Земли) только в виде квэнов.
С альвами связаны только лингвистически, вследствие путаницы, невольно созданной проф. Толкином, некорректно употребившим термин "эльфы" для перевода слова "квэнди" на английский язык. Альвы - человеческая раса, характеризуемая следующими расовыми признаками: астеническое телосложение, заостренная форма ушей и заметно увеличенный по сравнению со средним человеческим срок жизни. Ареал первоначального расселения - север и северо-запад Европы. В настоящее время полностью ассимилирована индоевропейской расой (кельты, германцы, в меньшей степени славяне).Суть гипотезы Из исторических (Ветхий Завет) и археологических ("тирольский человек")источников известно, что продолжительность жизни человека допотопных времен(и первых послепотопных поколений) значительно превышала срок жизни современного человека. Однако позже эта продолжительность существенно сократилась, по ряду предположений, вследствие необходимости для человека приспосабливаться к изменившимся после потопа условиям окружающей среды. Часть ветвей развития, как предполагают эти исследователи, оказались тупиковыми - сейчас останки представителей этих ветвей называют "неандертальцами", "питекантропами" и иными "переходными звеньями". Предположение: существует ненулевая вероятность, что некая ветвь человечества сумела приспособиться к окружающим условиям, сохранив изначальный продолжительный срок жизни, но лишившись возможности (либо желания) к неограниченному размножению. Скорее всего, эта раса родственна семитской либо иафетианской (либо представляет собой их раннее смешение). Представители этой расы (далее "альвы"), наряду с предками палеоевропейских народов (или несколько ранее их) заселили северную и северо-западную Европу, населяя ее вплоть до появления кельтских и германских племен. Под их натиском альвы были частично уничтожены, частично ассимилированы, частично заселили труднодоступные и труднопроходимые места, непригодные для жизни примитивных племен, но допускавшие существование более развитой культуры. Поскольку для примитивных племен, не имеющей письменной традиции, характерна мифологизация истории, вскоре сведения о прежнем населении Европы и о ее завоевании перемешались с привнесенной пришельцами индоевропейской мифологией, каковая в свою очередь была сложным конгломератом из фантазии, истории, смутных воспоминаний об Ангелах и Боге, шаманских и магических культов, контактов со злыми духами... Словом, сборная солянка, такая же, какая была у полинезийцев с их мифологией про Тики, у ацтеков - про Кецалькоатля, у греков - про троянскую войну, у индусов Ланки - про туземное население этого острова, а у японцев - про первых императоров... Таким образом, в западном индоевропейском культурном пространстве возникли легенды про божества "альвийского" происхождения, каковые, как мне представляется, всецело поддерживалась самими альвами, довольно быстро уяснившими себе всю выгоду от того, что их считают богами - во всяком случае, альвы могли быть уверены, что от дальнейших завоевательных войн они себя обезопасили. Следующий этап взаимоотношения индоевропейцев и альвов наступил в тот момент, когда германские и кельтские племена достигли достаточного уровня развития, чтобы заселить земли, на которых располагались поселения альвов. В это время участились случаи ассимиляционных браков (возможно, из этих браков растут ноги у многочисленных легенд о родстве германских и кельтских вождей с богами). Это был второй этап ассимиляции альвов индоевропейцами. Третий этап наступил уже во времена распространения христианства. Часть альвов приняла христианство и достаточно быстро растворилась в массе индоевропейского и романского населения Pax Christiania. Остальные предприняли попытку перенести языческое обожествление альвов в рамки христианского мировоззрения, провозглашая себя по мере личной наглости и фантазии то святыми, то ангелами, то потомками Христа (впрочем, здесь мы чаще видим заимствование восточных ересей, чем изобретение чего-то оригинального). Результатом чего явились ряд западных сект манихейской и гностической направленности (беггарды, катары, богомилы, возможно, поздние тамплиеры). Эти секты попали в поле пристального внимания инквизиции и были уничтожены. Четвертый этап, продолжающийся по сию пору, с альвами как таковыми уже связан опосредованно. Подробное его описание приведено в моем семинарском докладе. Краткая его суть состоит в том, что, обратившись от христианства к язычеству, что классическому, что индоевропейскому, люди соответственно обвернулись от Бога и вступили в контакт с бесами, которые со всей радостью появлялись под личиной хоть муз, хоть русалок, хоть альвов. Разумеется, таких, какими их желали увидеть люди, а люди строили свое представление об альвах на основе известных мифов и сказок. Достоинства гипотезы: не противоречит православной вере; объясняет исторические сведения; выводит "эльфийский вопрос" из религиозных рамок. Недостатки гипотезы: неубедительна для тех, кто воспринимает "эльфийскийвопрос" как религиозно-эзотерический, т. к. отрицает какой бы то ни было аспект "пробуждения", "осознания", "откровения", "особой миссии" и "необходимости самоопределения" для сегодняшних потомков альвов.
Прежде всего у человека слишком не развито воображение, что придумать эльфов, фей, гномов и т.д. Если бы он придумывал их, то они были бы похожи на то, что человек привык видеть вокруг себя. Тем не менее доспехи, в которых расхаживали эльфы Туата де Даннан, были изобретены столь рано, что эта дата теряется в веках, потому что легенды о них начинаются с того периода, когда лучшей защитой считалась собственная ловкость и сила, ну и крепкая шкура. Многие люди полагают, что эльфы -это такие маленькие с крылышками, а феи - это прекрасные девы и не менее прекрасные рыцари. Все как раз наоборот, и мало где встречается точное определение этих двух разных народов. Феями называли эльфийских княжон, хотя назвать эльфийского рыцаря феем довольно коряво. Итак, начнем.
Сказки и легенды о таинственных лесных жителях существуют у всех абсолютно народов и наиболее развились (правда, в разные стороны) у ирландцев и индейцев. В России их превратили в леших и к концу, я так думаю, XII-XIII вв. довольно сильно исказили описание внешнего вида. Скорее всего, это случилось потому, что реальные прототипы ушли из медленно, но верно обживаемых лесов, а вот различные бесенята или демоны, или темные силы (как кому угодно, в общем - нехорошие ребята) остались и превратились в уже злобных леших и русалок и пр. Первоисточник появления названий волшебных ушастиков остается неизвестным. Словами, соответствующими слову "фея", в Испании и Италии были "fada" и "fata". Очевидно, оба они были производными от латинского слова "fatum",то есть судьба, рок, что являлось признанием умения предсказывать и даже управлять человеческой судьбой. Однако во Франции с ним слово "fee" происходит от латинского "fatare" через старофранцузское "feer", означавшее "очаровывать, околдовывать". От этого слова происходит английское "faerie" ."волшебное царство", которое включает в себя искусство колдовства и весь мир, в котором феи существуют. "Fairy" и "Fay", что означает фея, эльф, являются другими производными этого слова-прародителя и относятся только к отдельным существам. Название "эльф" . германско-греческого происхождения, есть еще очень похожее скандинавское "сильф" (уж не знаю эльф ли в сильфа превратился, или сильф в эльфа). Более древнее "alfar" было известно Толкиену в том смысле, что скандинавы тоже подразделяли эльфов на Lioza.Lfar, или Светлых Эльфов, и Doka.Lfar, или Темных Эльфов. Римляне со своими завоеваниями принесли "эльфа" в Британию. Но в Ирландии, соседке Англии, уже существовало другое название . Туата де Даннан (по-другому . Туаха де Даннан) или жители сидов (Дэйон Сайд). Причем любопытна одна деталь: в ирландских легендах прямо говорится, что люди Туата прибыли с каких-то далеких волшебных островов, чтобы избавить остров от злых форморов (по описанию напоминают сильно пострадавших от радиации : лишние руки и ноги, глаза на любом месте, те еще личности). Когда же в Ирландию прибыли люди, то люди Туата начали тихо спускаться под землю, избегая открытого сражения с людьми (быть может потому, что знали, что уничтожат последних в битве . Люди признают за ними первенство в искусстве владения магией, хотя в легендах говорится о сражениях, но очень уж туманно и нет ни одного обособленного сказания о битве с потомками Богини Дану. Вот и подноготная мифов Толкиена ("Сильмариллион") раскрылась. Но, с чем спорить невозможно, раскрыл он эту тему гениально. Я думаю, достаточно многим известно, что сами ирландцы называют свой остров Эйрэ или Эриу. Получил он это название вот как . Армия захватчиков двигалась к столице Ирландии для Туата.- Темре. Они встретили женщину, настолько прекрасную собой, что решили, что это богиня. Она сделала так, что ни один воин не мог сделать ни шага вперед. Ее спросили, почему она их остановила (учитывая, что она могла быть только Туата Де Даннан, довольно наивный вопрос, по-моему). Она назвалась именем Эриу и ответила, что не пропустит их дальше, если они не предложат ей достойного подарка. Ей предлагали сокровища (смешно), но она отказалась. Тогда поэт Аморген, впоследствии ставший великим, произнес: "Эта страна во веки вечные будет называться твоим именем -ЭРИУ". Она их пропустила, потому что это был достойный дар. В конце концов Ирландия была полностью подчинена людям, а Потомки Богини Дану поселились под землей и под водой. Примечательно, что Туата, ставший королем океана - Мананнан Мак-Лейр (т.е. сын Лейра) уж очень похож на Посейдона. Точнее полностью ему идентичен. Разъезжает в колеснице с трезубцем в руках. О существовании Греции тогда еще не знали.
Вообще все историки отмечают похожесть мифов и легенд народов мира, как будто говорится об одних и тех же существах и явлениях, правда, с наложением личных прибавлений рассказчиков, разных менталитетов народов и разных понятий для описания. Индейцы честно признали за этими существами верховенство в природе, называя их духами.
Я не сомневаюсь, что это были эльфы, а ведь они вправду похожи на духов из-за своей бесшумной походки. Исчезают и появляются незаметно, подчиняют себе силы природы, необычайно красивые, светлые и добрые. Кстати, у индейцев были ведь и злые духи, совсем непохожие на добрых. Интересно, кто же это был? Ведь ни в одной легенде не удосужились подробно описать их, а ни один рассказчик не попытался сохранить возможно имевшееся описание для записи. Их называли и гоблинами, и орками, и просто чудищами, чертями и бесами. Я думаю, что в Европе злые существа стали напоминать добрых лишь потому, что люди не приняли однобокости эльфов, гномов и т.д. .Эти могут быть только хорошими. К тому же слишком бросается в глаза, что иногда эльфов почему-то описывали не альбиносами, но красноглазыми. Видимо, это были те самые нелюди, которые научились принимать облик эльфов. Вот и стали люди приписывать собственные грешки чуждым существам, вспомнить хотя бы поведение греческих богов и того же Зевса. Да и остальные не были идеальными. Пожалуй, только египетские боги не были столь человекоподобными, хотя зависть и беспричинный гнев в более поздних и обработанных легендах упоминаются.
Всегда эльфам приписывали безупречную красоту, и почти всегда она приносила им несчастье в столкновениях с людьми. Каждый эльф, мужчина или женщина, был мечтой для человека. Эльфийки встречались и стройные, на современный манер, и полные, на манер эпохи Возрождения, и фигуристые по-деревенски (большая грудь, узкая талия, широкие бедра). Мужчины тоже бывали разные. И горы мускулов, и изящные фехтовальщики, и греческие Аполлоны, сочетающие в себе и то, и другое. Я думаю, что у эльфов были критерии красоты, отличные от человеческих, раз нам они казались и кажутся такими прекрасными. Единственно, что смущало людей во все времена - уши. Причем уши, похоже, попадались разные: побольше, поменьше, с мочкой и без, с маленьким заострением и с длинными отростками. С практической точки зрения такие уши очень способствуют улавливанию звуков, а, следовательно, и хорошему слуху. Также, как широко известно, эльфы весят меньше людей, у них прекрасное зрение, сочетающее свойства орла и кошки, и им всегда благоволила природа. Физически эльфы всегда были развиты безупречно. Даже девушки могли постоять за себя лучше многих мужчин-людей (прообразы скандинавских валькирий). Также подавляющее большинство эльфов были довольно высокого роста, карликов среди них не попадалось вроде бы. Исследователи данного народа теряются в догадках, почему эта раса, во многом превосходившая людей, исчезла с лица Земли. Есть и мистические версии, и материалистические, и антиэльфийские (даже такие!). Уфологи (те, которые увлекаются НЛО) полагают, что эльфы . существа с другой планеты, которым требовалась (и до сих пор требуется . истории о похищениях инопланетянами) новая кровь. Замечу, что по моим наблюдениям больше всего подобных побасенок в Америке, где в прошлом не замечалось никаких следов от эльфов, исключая индейских духов, которые почему-то всегда были светловолосыми и светлоглазыми, хотя индейцы таких людей в жизни не видели. Но индейские духи никогда не показывались белым людям, а со временем истребления индейцев (не обольщайтесь насчет резерваций . зверская выдумка, на мой взгляд) вообще исчезли из поля зрения. Исключительно редко появляются сообщения о встрече с удивительно красивыми существами в очень заброшенных местностях, которых теперь принимают за разновидность инопланетян.Итак, на основе своих знаний, утверждаюсь в том, что эльфы творения исключительно нашей матушки Земли. Мистики полагают, что предназначения эльфов . подготовить и обжить планету для людей, следить за нами, чтобы не натворили чего-нибудь, и воспитывать в нас духовность. Эта версия наиболее подходит, по-моему.
Заметьте, как только они исчезли, планета начала медленно погибать. С другой стороны, такое мнение ставит эльфов ниже людей, когда они очень даже достойны быть наравне с нами. Некоторые историки пишут, что ?так называемые эльфы были потомками людей с исчезнувших материков Атлантиды и Лемурии?. Этим и объясняется их совершенство в технике и искусстве. Но это не объясняет их относительного застоя: хроники и легенды не свидетельствуют о наличии технократического прогресса у эльфов. Людям это не свойственно, что доказано нашей историей. Так что и эта версия отпадает. Некоторые думают, что эльфы были лишь продуктом жизнедеятельности людей и глюками наевшихся поганок и мухоморов, отходами психической жизнедеятельности. С другой стороны, также обзывают и русалок, но их встречали и в современности люди не тоскующие по женщинам. И встречали ведь не только девушек, но и мужчин. А подозревать наших строителей, рыбаков и пограничников в гомосексуализме немного оскорбительно и безосновательно. Но вернемся к нашим баранам, то бишь эльфам. Религии мира (христианство и мусульманство) считают эльфов поганью и нечистью, демонами и бесовскими отродьями. Это, мягко говоря, заблуждение, потому что эльфами часто называют действительно представителей темных сил ( а также лешими, феями и так далее). Настоящие эльфы снисходительно относились к человеческой религии и нисколько не страшились ее атрибутов. Правда, про мусульман я слишком мало знаю, чтобы судить об упоминаниях эльфов в Коране (если таковые есть), и их борьбе с ними. Кстати, по одной из легенд именно эльфы были хранителями Святого Грааля до попадания последнего в Камелот и после смерти Артура (или когда исчез Грааль, точного содержания легенды я не помню).
Итак, происхождение эльфов определить пока не удается (даже если правы ирландцы, заявляющие, что эльфы прибыли с каких-то далеких островов, то получается, что эльфы . действительно атланты и лемурийцы, что невероятно и невозможно).
Определить их обычаи и традиции, культуру еще сложнее, потому что никто не бывал в их таинственных чертогах. Лишь некоторые легенды упоминают об этом, и почему-то всегда в материале зданий фигурирует стекло (в более древних сказаниях . алмазы и хрусталь, естественно). Плюс чудесные сады и диковинные животные, которым запрещено вылезать за пределы эльфийских миров, дабы не напугать людей. Также отмечу, что некоторые сказания упоминают о том, что эльфам будто бы нравится белый цвет: в их лесах живут белые олени, белые лисицы, всегда белые зайцы, то есть большинство животных у них. альбиносы, высокопоставленные особы одеваются у них в белое или серебристое. Что ж, может быть, но сами они альбиносами не были. Особенностью их жизни, как я заметила, . это полное подчинение законам волшебства. Иногда эльфы не использовали магию, даже для своего спасения, хотя могли бы. Существует очень грустная легенда о проклятом воине-эльфе. Очень его жалко, но там не сказано, за что его прокляли, поэтому не могу ничего сказать определенного о законах эльфийского мира. К концу своего пребывания в нашем мире эльфы начали обращаться за помощью к людям: принять роды (самое знаменитое), что-то достать или принести. Эльфы ослабели, точнее, ушли великие из них и сними исчезла большая часть их силы, я думаю. Ушли же великие видимо на таинственный остров Авалон (остров Валинор...) или еще куда-то. Есть сказание о том, как Тейгью, наследник Мюнстера, что на западе Ирландии, отправился в морское путешествие, и, преодолев полосу странных туманов, попал на волшебный остров, где получил несколько магических подарков. Похоже, что он побывал на подобии Авалона. Эльфы, судя по легендам, жили вечность, лишь иногда меняя ее на смертность и любовь.
Но слишком часто люди приносили гибель или невыносимые боль и страдания уществам, которые ради них бросили свою родину. Все это происходило из-за боязни, что те вернулись к волшебству. Люди и не догадывались, что эльфы физически не могли этого сделать. Вот мы и коснулись этой действительно больной темы . эльфы и люди. Если судить по старинным легендам и сказаниям, то люди чаще всего сами навлекли на себя неприятности, нарушая запреты, которые существовали еще до их появления на Земле, или просто делая то, чего делать не следовало бы. Например, отправляются гулять в зачарованный лес и, натыкаясь на спящую эльфийку, целуют ее... После чего всю оставшуюся жизнь проклинают эльфов. Глупо, не правда ли? Вся проблема в том, что люди не понимали волшебных существ, а из-за этого боялись их, считая злом даже добрых.
Старая легенда говорит о том, как в одной болгарской деревне испортилась колодезная вода, а приличных речек рядом не было. Чистая, невинная девушка на свой страх и риск отправилась в волшебный лес, нашла там единорога и подружилась с ним. Потом она рассказала ему о своей беде, и он согласился прийти в деревню и очистить везде воду. Но когда девушка привела чудное создание, то крестьяне, вспомнив, что рог единорога стоит очень дорого, связали ?спасительницу? и убили животное. Эта история, на мой взгляд, очень хорошо иллюстрирует отношение людей к волшебству. Выйти из этого положения нормальными способами возможности не было, и все чудесные существа исчезли из нашего мира, спасая свои жизни. Вот так...
Надеюсь, что отношение людей к эльфам, феям, гномам, кентаврам и единорогам изменилось, благодаря стараниям писателей-фантастов в общем, и Толкиеновским трудам в частности.